Главная  |      ДОБАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ  |      О нас  |      Контакты  |  
Разделы
Пещеры
Свет
Снаряжение
Подземное
Общепоходное
Техника

Авторы
Александр Соколов
Виктор Жолобов
Олег Привалов
Сергей Величко
Олег Павлов

Новые материалы
Видео зарисовка - Пещера Весёлая
Видео зарисовка - Пещера Весёлая
Видео зарисовка - Пещера Надежда
Видео зарисовка - Пещера Надежда
Пещера Каньон, ноябрь 2016г.
Пещера Каньон, ноябрь 2016г.
Воронцовская система (п.Южная), февраль 2017г.
Воронцовская система (п.Южная), февраль 2017г.
Воронцовская система (п.Южная), январь 2017г.
Воронцовская система (п.Южная), январь 2017г.
Рабочие объекты в районе Нового Афона, Абхазия
Рабочие объекты в районе Нового Афона, Абхазия
Видео зарисовка - Пещера Подарочная
Видео зарисовка - Пещера Подарочная
Трансреп для спелео-мешков
Трансреп для спелео-мешков

     


 

 

Новости
2018-02-22
Ближайшие планы

23-25 февраля приглашаем всех на Воронцовские пещеры! Будут интересные маршруты и для новичков и для опытных спелеологов.

2018-01-06
Фонари для спелеологии

В обзор фонаря Ferei HL51 Discoverer добавлена информация о новых модификациях

2017-10-15
Ближайшие планы

20-22го октября планируем исследовательскую поездку в новые пещеры Афона!

2017-08-01
Ближайшие планы

Со 2 августа планируется несколько поездок в Хакасию копать пещеры!

2017-03-16
Ближайшие планы

17-19 марта едем в Хакасию копать пещеры!

2017-01-27
Ближайшие планы
23-26го февраля едем в Воронцовские пещеры!
2016-10-29
Ближайшие планы

В Краснодарском крае планируется короткая, но многочисленная экспедиция в пещеры района Лаго-Наки.

В Хакасии продолжение работ в районе Хабзаса.




 

Автор: Александр Соколов

 

Горелка для спелеологии

 


В настоящее время данная информация устарела и требует обновления!
Следует воспринимать не как руководство к действию, а просто как дополнительный материал.

 

В спелеологии горелка используется не только на подходах, а большей частью подземлей, где она является единственным источником тепла в палатке, возможности сушиться и готовить пищу. При этом требования к подземной горелке, как и ко многому другому снаряжению, на порядок выше чем к общетуристическо-наземной.

И так, прежде всего что нам нужно от подземной горелки:

  • компактные размеры для транспортировки
  • возможность использования в палатке, включая безопасность этого использования
  • надежность
  • полная неприхотливость в любых условиях эксплуатации
  • ремонтопригодность в полевых условиях
  • надежность топлива, контроль его расхода и возможность приобретения топлива в любой деревне при его утере или нехватке

Пригодных вариантов отвечающих этим условиям всего два:

1. MSR XGK Expedition - абсолютный лидер по надежности и неприхотливости
Так и хочется сказать что надежней только оргстекло ;-)

Основные минусы этой горелки:

  • необходимость ровной поверхности - горелка не имеет ножек и составляет с баллоном и жесткой трубкой единое целое
  • жесткая трубка не позволяет произвольно размещать баллон
  • из-за жесткой трубки горелка может не влезать в котелок при транспортировке что увеличивает риск ее повреждения (в том числе есть риск повреждения самой трубки)
  • не совместимость с газовыми баллонами
  • негламурность и кондовость внешнего вида

Кстати последний пункт является обычно главным в решении купить конкурирующий Primus.  ;-)

Во всем остальном - это идеальная горелка для спелеологии! Действительно надежная - минимальная возможность разгерметизации топливной магистрали, нет ножек (у конкурента они бывает отваливаются), форсунка выкручивается без специального инструмента, функция частичной самоочистки (игла в форсунке). Кроме того подозреваю (сам не видел) что поршень насоса так же более надежен.

 

2. Серия "Fuel" горелок Primus - лидер по популярности

В целом они идентичны по всем параметрам, но последние модели надежней - при наличии лучше брать их.

Primus уступает в надежности и неприхотливости XGK Expedition, но имеет ряд других преимуществ:

  • прежде всего это более гламурный вид
  • полная мультитопливность - возможность использования газа. На это успешно ведутся новички (в дальнейшем газовую форсунку они успешно потеряют за ненадобностью;-))
  • более компактный размер при транспортировке - легко помещается в котелок в сложенном виде
  • гибкая топливная магистраль и ножки - позволяет более удобно располагать горелку даже на неровном рельефе, плюс имеет возможность подвешивания (правда ни разу не видел чтобы кто-то этим пользовался)

Две первые модели линейки - MFS 3288 и VariFuel отличаются только количеством форсунок - у второй газовую и бензиновую объединили в одну.

У следующей в линейке - Omni Fuel добавили второй клапан регулировки мощности.

В следующей модели MultiFuel EX сделали приличный скачок в надежности - трубку прогрева топлива заменили латунной болванкой. Эта технология очень положительна и при возможности рекомендуется брать именно ее. Так же положительно изменился дизайн - горелка стала более компактной и прочной.

В последних моделях Omni Fuel систему прогрева так же заменили на латунную болванку. Кроме того выпустили дополнительную модель OmniLite Ti совмещающую достоинства Omni Fuel и MultiFuel EX. В последних моделях еще незначительно улучшили рассекатель пламени.

Для наших целей рекомендуются модель MultiFuel EX, как самая надежная.

Минусы горелок Primus в сравнении с MSR XGK Expedition:

  • требуют более частой очистки с полной или частичной разборкой (для вынимания форсунки требуется спецключ)
  • имеют подвижные малоремонтопригодные части в топливной магистрали (известны случаи протечек топлива в этих местах)
  • поршень насоса изготовлен из очень хрупкого материала (напоминает бумагу)
  • открытая резьба насоса (может быть повреждена при транспортировке)
  • приваренные ножки (известны случаи когда отваливались)
  • все модели до MultiFuel EX имеют тросик в топливной магистрали который при недостаточно частой очистке может прикипать к трубке и требует значительных усилий для вынимания

Несмотря на это, при хорошем уходе Primus показывают себя качественными и удобными горелками. Я на протяжении семи лет успешно использую Primus VariFuel, включая месячную экспедицию в п.Крубера-Воронья (работала в ПБЛ ежедневно по много часов. Рядом ломались клубные (без единого хозяина) MSR, а Primus работал безотказно) и во многих более мелких поездках, включая зимние при сильных морозах. Так же многие мои знакомы уже много лет успешно используют различные модели этой серии.

В целом, по ощущениям, Primus'ом пользоваться приятней - он мобильней, удобней, лучше выглядит, компактней. Но ухода требует больше. Primus - это хороший выбор когда у горелки будет один хозяин.

Если же горелка берется в качестве общественного снаряжения, которым будут пользоваться разные люди (в том числе и не умеющие им пользоваться) - предпочтение лучше отдать MSR XGK.

 

Более поздними сериями MSR и Primus выпустили еще несколько моделей:

MSR DragonFly Stove и XGK EX Multi-Fuel Stove - планировалось дальнейшее развитие XGK Expedition, но по факту получились более требовательные и менее надежные модели. В сравнении с ними лучше отдать предпочтение любой горелке Primus

PrimusGravity VF - интересная модель, более компактная, не работает на газе (но он нам и не нужен). Но рекомендовать я ее пока не могу - сам не пользовался, а отрицательных отзывов слышал больше чем положительных.  Не однозначно, но скорее всего лучше использовать проверенные модели Fuel'ов.

 

Так же нельзя не упямянуть еще одного интересного конкурента - GoSystem

Каждый раз когда кто-нибудь из знакомых просит помочь с выбором горелки, мы обязательно заезжаем в Триал-Спорт и рассматриваем этого производителя.
Прежде всего подкупает цена - это самая дешевая из достойных горелок. На вид все хорошо и правильно, немного смущает малая популярность (и как следствие не известны слабые места) и полностью пластиковый насос. Выбор аксессуаров полный, делают горелки GoSystem уже не первый год.
Но каждый раз после этого едем покупать очередной Primus.. ;-)

 

И так, если подытожить, то при возможности следует приобретать одну из двух моделей:

  • MSR XGK Expedition - самый надежный и неприхотливый вариант
  • Primus MultiFuel EX - самый приятный в обращении и удобный вариант

Всё остальное будет либо компромиссом, либо экспериментом.

И еще, желательно сразу приобрести полный ремкомплект - просто чтобы был.

 

Отдельно хочется затронуть вопрос топлива

Во первых почему нам не нужен газ? Отсутствие возможности работы на газе всегда пугает новичков, более опытные же пользователи про газ вспоминают лишь как про детскую забаву. Основные моменты здесь такие:

  • бензин дешевле газа почти в 10 раз
  • расход бензина хорошо контролируется в отличии от газа
  • бензин работает в любой мороз, газ уже при 0 градусов может отказывать, при -10 использование его практически нереально
  • бензин безопасней при транспортировке. Газ находится под давлением и любое повреждение баллона может привести к его полной утере.
  • бензин пожаробезопасней при использовании в лагере (известны случаи взрыва газовых баллонов в ПБЛ)
  • бензин вызывает меньше интереса у бандитов в погонах в поезде - газовый баллон в рюкзаке это реальный повод для вымогания взятки, либо просто изъятия, бензин же вполне может прокатить.
  • газовые баллоны нужно тащить как туда, так и обратно (мы же не свиньи чтобы закапывать их в лесу), а бутылку из под бензина вполне успешно можно сжечь с мусором (либо даже если унести обратно - она легче и меньше газового баллона)
  • бензин дольше и надежней хранится в заначках в лесу и подземлей
  • жидкое топливо можно купить в любой деревне

Бензин лучше использовать не автомобильный, а очищенный технический - "Калоша" или "Галоша", продается он в строительных и хозяйственных магазинах в бутылках по 0,5-1л (в Новокузнецке следует избегать бензина местного производства какого-то ИП - грязный и возможно разбавленный:-(. Нужно брать заводской в магазинах "Азалия", "Молоток", "Домовёнок", "Пирамида").

Баллон под бензин следует приобретать самый маленький - 0,5-0,6л, в нем легче создавать давление и он меньше подвержен повреждениям при транспортировке

Так же хорошо сделать обертку из пенки на баллон - это продлит срок его службы.

Возить бензин в пластиковых бутылках (очень хороши зеленые квадратные 1,5л из под сока Алоэ), можно дополнительно обмотать изолентой стык колпачка.

Накачивать баллон избыточно нельзя (не более 10-20 раз) - это может повредить поршень насоса. Если горелка плохо работает, то нужно не давление в баллоне создавать, а форсунку чистить!

Чистить примус следует после каждой поездки, а так же каждый раз при появлении признаков ослабления мощности. На практике очистка Primus'a требуется раз в 1-3 дня, MSR XGK Expedition - раз в 3-5 дней.

Primus желательно отключать переворачивая баллон - это позволяет продуть топливную трассу, и в любом случае рекомендуется задувать пламя после падения давления - это уменьшает количество сажи на форсунке.

Для использования в ПБЛной палатке необходима негорючая подставка чтобы не плавить пенку.

Котелки для горелки следует приобретать из тонкостенной нержавеющей стали, лучший вариант - Tatonka на 2,5л, его идеально хватает на классическую ПБЛную палатку в 5 человек

Котелков нужно два (каша + чай), второй можно взять чуть меньше - чтобы они упаковывались друг в друга. Кроме того, желательно иметь прихватку для котелков.

В палатке котелок пристраховывается к потолку репиком со схватывающим узлом (пруссиком например)

 

Защита топливной ёмкости

Для защиты баллона от повреждений нужно оборачивать при транспортировке его кусочком пенки, закрепляя пенку специально обученной резинкой или загидровкой.
Это важный момент - иначе не избежать вмятин, а может быть и больших повреждений баллона.

 

Дополнительные мелочи

Для большего удобства использования, нужно сточить/обрезать половину граней на пластиковых частях гайки присоединения шланга и ручке регулировки подачи топлива - крутить станет гораздо удобнее даже на улице в мороз.



 

К этому материалу нет комментариев.

 Добавить комментарий

Ваше имя *
e-mail (не публикуется) *
Комментарий *
Защитный код {lang.imgcode}
 

* - обязательные для заполнения поля