Главная  |      ДОБАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ  |      О нас  |      Контакты  |  
Разделы
Пещеры
Свет
Снаряжение
Подземное
Общепоходное
Техника

Авторы
Александр Соколов
Виктор Жолобов
Олег Привалов
Сергей Величко
Олег Павлов

Новые материалы
Трансреп для спелео-мешков (с ручкой)
Трансреп для спелео-мешков (с ручкой)
Элементы навески SRT
Элементы навески SRT
Основные элементы снаряжения SRT
Основные элементы снаряжения SRT
Узел Йоанито
Узел Йоанито
Пещера Маанакварская, Абхазия
Пещера Маанакварская, Абхазия
Пещера Акуя, Абхазия
Пещера Акуя, Абхазия
Обзор профессионального налобного спелеофонаря Ferei HL51 Discoverer v.4
Обзор профессионального налобного спелеофонаря Ferei HL51 Discoverer v.4
Видео зарисовка - Пещера Весёлая
Видео зарисовка - Пещера Весёлая

     


 

 

Новости
2018-02-22
Ближайшие планы

23-25 февраля приглашаем всех на Воронцовские пещеры! Будут интересные маршруты и для новичков и для опытных спелеологов.

2018-01-06
Фонари для спелеологии

В обзор фонаря Ferei HL51 Discoverer добавлена информация о новых модификациях

2017-10-15
Ближайшие планы

20-22го октября планируем исследовательскую поездку в новые пещеры Афона!

2017-08-01
Ближайшие планы

Со 2 августа планируется несколько поездок в Хакасию копать пещеры!

2017-03-16
Ближайшие планы

17-19 марта едем в Хакасию копать пещеры!

2017-01-27
Ближайшие планы
23-26го февраля едем в Воронцовские пещеры!



 

Автор: Александр Соколов

 

Базовая техника безопасности при работе с перилами

 


Кому это подходит:

  • кто боится упасть
  • кто использует снаряжение и технику Азиатской школы (правда не исключены отличающиеся моменты)
  • кто сам ничего не знает
  • кто знает что это ему нужно

Кому это не подходит:

  • кто упасть не боится, или с кем этого уж точно никогда не случится
  • кто использует другое (отличающееся от Азиатской школы) снаряжение или технику
  • кто сам всё (или достаточно) знает
  • кто знает что это ему не нужно

Базовая техника - основная техника работы направленная на максимальную безопасность. Используется новичками, а так же опытными спелеологами при появлении симптомов усталости.
Продвинутая техника - техника работы направленная на высокую скорость перемещения по пещере. Используется опытными спелеологами при отличном самочувствии, в значительной степени основана на наличии высокой личной силы.

 

В целом вся основа безопасности базируется на двух основных аксиомах безопасности:

1) "Есть веревка - есть на ней пуани", или "Веревки без пуани не бывает"

2) "Есть перестёжка - есть на ней короткий ус", или "Перестёжки без короткого уса не бывает"

и одном глобальном правиле:

3) У нас всегда есть две точки страховки

Если не брать в расчет ситуации с разрушением навески или несоответствующее снаряжение, то каждый кто когда-либо падал в пещере, или еще упадет - нарушил одну из этих основ безопасности. Или все сразу.

Но в каждой из них есть много нюансов которые тоже надо знать.

 

Начнем с первой, и где можно, будем вспоминать про остальное.

1) "Есть веревка - есть пуани", или "Веревки без пуани не бывает"

Это важнейшее правило, и всегда идя по пещере нужно искать глазами веревку, как только ее увидели - мы должны сразу же ощущать опасность ситуации, и стремиться ее исправить - установить на веревку наш пуани! Для нас всегда и везде: верёвки без пуани - не бывает!

Причем здесь следует понимать, что если мы пользуемся жумаром вместо пуани, то установив на веревку жумар - соблюдать первую аксиому безопасности мы не начнем! Так как пуани там по прежнему не будет! Можно хоть десять жумаров туда поставить, в пуани они не превратятся;-).

Второй важный момент - это направление и состояние веревки. Веревка может быть разной - горизонтальной, вертикальной, наклонной, или даже просто лежать в бухте, или непонятным куском на полу. В каждом из этих случаев наши действия будут отличаться.

Прежде всего мы должны понять что за веревка перед нами и как она закреплена. Помним, что проблема надежного закрепления веревки лежит вовсе не на том кто идет первый и делает навеску - проблема закрепления веревки всегда только на нас! Всегда нужно смотреть - что это за веревка и куда она закреплена, ибо в случае разрушения навески упадет не тот кто делал эту навеску, а тот кто на ней висел. В общем, не нужно слепо доверять "тем кто опытнее и идет впереди". А может это вообще левая навеска, и свою мы где-то пропустили? Если вы не новичок, рядом с которым идет более опытный спелеолог, то основы безопасной навески нужно знать!


Если веревка просто лежит в бухте, или ни к чему не закреплена, то мы в неё не встёгиваемся, но так как наша аксиома при этом нарушается, пока находимся радом с этой веревкой у нас постоянно должно быть ощущение неправильности этой веревки и ситуации в целом. Внимательность к рельефу при этом повышается - мы должны понять, а зачем она здесь лежит? Не должна ли эта веревка куда-то навешиваться? Вполне возможно что рядом есть какой-то отвес, в который нам надо не упасть. Передвигаемся осторожно, в непонятные узости лезем еще осторожнее, возможно есть смысл оставить мешки и налегке разведать ближайшие десять-двадцать метров пути.
В любом случае, стараемся побыстрее уйти из этого места, и постоянно внимательно смотрим по сторонам - веревка без пуани должна нас всегда беспокоить;-).


Горизонтальные перила

Если веревка закреплена горизонтально, то мы смотрим за что и как она закреплена, и если точки крепления нас устраивают, то побыстрее встёгиваем в нее пуани. Но здесь помним, что пуани сам по себе в горизонтальную веревку встёгивать нельзя - под нагрузкой веревку выломает из кулачка зажима.

Поэтому на горизонтальной веревке мы встёгиваем в веревку не сам пуани, а карабин длинного уса. И это считается соблюдением нашей аксиомы - на горизонтальной веревке карабин длинного уса может быть использован вместо пуани, и может полноценно выполнять его функцию.
Вообще карабин длинного уса следует рассматривать не как отдельное устройство, а как постоянно дополняющий пуани элемент единого с ним целого.

Так как у нас появилась веревка, и пуани на ней есть, то мы сразу вспоминаем вторую аксиому безопасности - у нас всегда есть две точки страховки.

Второй точкой в данном случае могут выступать либо наши ноги на рельефе, либо, если возникает опасение что мы можем куда-то упасть (внизу или впереди видна щель, двигаемся в распоре и т.д.), то второй точкой должен стать карабин короткого уса - мы сразу же встёгиваем его в веревку.
При этом карабины усов устанавливаются защёлками в разные стороны, это делается для того чтобы сложнее было их случайно выстегнуть.
Длинный ус всегда ставится защелкой вверх - чтобы пуани из него не выпал, и легче было воспользоваться муфтой (и/или защелкой) при необходимости.

Если горизонтальные перила продолжаются и имеют перестёжку - по сути окончание одной веревки и начало новой веревки для нас, то мы подойдя к ней снова начинаем беспокоится что на ней нет пуани и готовимся к тому чтобы его туда поставить. Но еще раньше мы видим точку перестёжки, и мечтаем поставить туда короткий ус.

При этом мы не должны нарушить наше глобальное правило безопасности - две точки всегда должны сохраняться!

Появляется задачка: для того чтобы перестегнуть пуани, нам придется на какое-то время выстегнуть его из веревки - и первая аксиома будет нарушена, т.е. у нас будет веревка без пуани. А как мы помним - веревки без пуани не бывает!
И для того чтобы встегнуть короткий ус (если он уже используется) - нам придется выстегнуть его и остаться с одной точкой. А одной точки у нас тоже не бывает!
Перестёжка - это всегда важный и опасный момент, мы должны быть особенно внимательны в это время!

Если мы шли пешком (вторая точка - ноги), то как только видим перестёжку - сразу должны чувствовать что с ней не всё в порядке - в ней нет короткого уса, и побыстрее его туда встёгиваем.

Если мы шли в распорах, и короткий ус уже был на веревке, то мы прежде всего стремимся исправить это нарушение и встегнуть короткий ус в точку перестёжки. Для этого можно надежно встать в распоре, так чтобы быть полностью уверенным что не упадем, и быстро перестегнуть короткий ус.
Либо, если распоры не устойчивые, использовать дополнительные карабины для создания третьей точки страховки, обычно двух наших запасных хватает для этого. В особо сложных участках (веревка не на уровне мэйлона) можно сделать третий ус из нашего аварийного трансрепа и запасного карабина.
В продвинутой технике можно использовать в качестве третьей точки Азиан-рэк накинув его сверху (подщелкнув одну-две бобышки если провис большой), или захватывать веревку различными способами чтобы можно было в случае срыва на ней удержаться, но в базовой технике лучше этого избегать, цепляйтесь карабинами или аварийным трансрепом!

Когда короткий ус встёгнут в промежуточное закрепление, мы соблюдая правило двух точек (т.е. организовав предварительно третью точку - устойчивое положение на рельефе или дополнительная страховка к веревке), переставляем пуани (в данном случае его карабин) на новую веревку, затем переставляем короткий ус, и движемся дальше.

В продвинутой технике допускается перестёгивать сначала длинный ус на новую веревку, а потом короткий тоже сразу на новую веревку, минуя точку закрепления. Но в базовой технике мы сначала встёгиваем короткий ус в точку, а потом переставляем пуани! Помним что перестёжки без короткого уса не бывает;-).

Еще важный момент - если закрепление с одной из сторон нашей горизонтальной веревки не является надежным, или если есть подозрение считать таковым впереди находящееся закрепление (мы можем его еще не видеть), а куда падать есть, то веревку стоит считать наклонной - в сторону более слабого закрепления (в случае его разрушения она таковой и станет)!


Вертикальные перила

спуск

 Если веревка закреплена вертикально, то мы опять же смотрим за что и как она закреплена, и как к ней безопасно подойти - вертикальная веревка обычно находится на краю отвеса.
Если у нас были подводящие (горизонтальные или наклонные) перила, то всё просто - подходим и перестёгиваемся на вертикальную часть навески.
Если таких перил не было, а верёвка на краю (а то и за краем) отвеса, то нам нужно встегнуться туда, и не упасть. Важный момент - мешки, надо следить чтобы они не свалились в колодец и не сдёрнули туда нас (в большинстве ситуаций мешки следует заранее пристегнуть к мэйлону).
По возможности стараемся не тянуться пуани к верёвке, а её подтянуть к нам и уже тогда установить пуани. Так как пуани и усы относятся у нас к левой руке - устанавливается он всегда слева от верёвки, повёрнут к нам (получается как бы слева-сзади веревки).
(фото)

Если есть точка куда можно встегнуть короткий ус - встёгиваем его. Затем устанавливаем и надежно фиксируем спусковое. После этого аккуратно, без рывков, вывешиваемся в отвес. Спусковое фиксируем минимум двумя витками, и один обязательно полный - идет через низ. Если выход в отвес сложный, то обязательно подщелкиваем нижнюю бобышку, а витков можно сделать и три, и все через низ.
В продвинутой технике зачастую спусковое устанавливается уже в отвесе, когда висим на коротком усе, но в базовой технике лучше создать побольше точек страховки прежде чем выходить в отвес.
Либо, если короткий ус не используется, а выход простой, то спусковое может не фиксироваться, а просто придерживаться рукой. В базовой технике это недопустимо, фиксируемся всегда.

Здесь следует ввести ещё один важный элемент безопасности базовой техники - визуальный контроль. Он используется и на горизонтальных перилах, но на вертикальных приобретает особо важное значение - всё что мы делаем, любые изменения, должны контролироваться визуально. Не просто бросить мимолетный взгляд, а именно посмотреть, и своим вниманием отметить то что мы видим.
Если мы установили на веревку пуани - смотрим действительно ли мы его установили? На ту ли веревку? Защелкнулся ли кулачок? Не отстегнулся ли ус?
Подобным образом контролируется абсолютно всё! Все точки страховки, фиксация спускового, верёвка, мешки.., в общем всё что происходит вокруг.

В первом отвесе желательно приобрести привычку визуально проверить все рапиды, особенно мэйлон рапид - практически каждый спелеолог хоть раз оказывается в отвесе на открытом мэйлоне (просто у некоторых это ещё впереди;-)), и важно заметить это раньше чем в нашей обвязке что-то может развалиться.
Так же, зависнув, смотрим всё ли у нас в порядке с пуани и спусковым, нужно ли подтянуть черезплечник или ещё что-то поправить. Если всё везде в порядке - отстёгиваем короткий ус, открываем курок пуани, и придерживая левой рукой спусковое (бобышки откидываем правой рукой) расфиксируем его. Перейдя в положение спуска, переносим левую руку на пуани и поехали вниз.

Но предварительно смотрим на веревку - мы должны сначала увидеть всю веревку по которой будем спускаться, а только потом уже ехать по ней. Желательно увидеть ее всю до перестёжки, тогда можно смело катиться, да и заранее уже знаем с какой стороны нужно приехать к перестёжке. Если веревки было видно только 10м, значит спускаемся на 5-7м и смотрим дальше. Спускаться ниже чем мы заранее увидели веревку - нельзя никогда! Пока веревку визуально не увидели - её для нас не существует.

Если мы делаем навеску, то точно так же - сначала вытащили из мешка сколько удобно веревки, а только потом уже спускаемся на длину образовавшегося провиса. Затем зафиксировали спусковое, вытащили еще веревки - и едем на длину нового провиса.
Ситуация когда мы едем, а веревка сама вытягивается из мешка - не допустима! Даже если мы сами её упаковывали, и точно знаем что завязали узел на конце. В базовой технике спуск осуществляется только по веревке которую мы видим! Пока мы визуально веревку и узел не увидели - их для нас не существует.
Да и в продвинутой технике этот подход лучше соблюдать, для скорости можно вытягивать веревку из мешка без фиксации спускового, просто придерживая его левой рукой.

Нижняя часть веревки на спуске располагается справа от ног, а рука держит её максимально высоко, но так чтобы не зажевало спусковым перчатку. Азиан-рэк всегда настроен так чтобы веревка шла через гипербар.
Веревка без гипербара используется только в продвинутой технике, и то только если спуск через гипербар идет слишком медленно, а уменьшать бобышки или некуда или нерационально, при этом желательно всегда использовать I-стойку. Следует избегать использовать Азиан-рэк как решётку на вертикальных перилах даже в продвинутой технике.

В вертикальных узостях правую руку можно опускать к бедру, при этом спуск должен быть максимально осторожным - вероятность потерять рапель при этом возрастает.
Левая рука всегда ведёт пуани максимально близко к спусковому, следует научиться не поднимать её слишком высоко, чтобы избегать случайных зависаний на самостраховке. В случае зависания на самостраховке следует всегда очень внимательно подходить к выходу из зависания - на сложных веревках (обледенелая, заглиненная) это может иметь опасные моменты, особенно в случае большого износа пуани (актуально для длительных экспедиций).

Приезжая на перестёжку сверху, нужно поравняться с ней и зафиксировать спусковое.
Вообще в базовой технике, если спуск почему-либо остановился - фиксируем спусковое. Обязательно минимум двумя витками, можно тремя, можно через низ (в зависимости от опасности расфиксации и собственного ощущения страха).
В продвинутой технике зачастую спусковое достаточно придержать левой рукой, без фиксации, в базовой - фиксируем всегда!

Затем, так как у нас появилась перестёжка, а её без короткого уса не бывает - встёгиваем туда короткий ус. Расфиксируем спусковое и спускаемся до полного зависания на коротком усе. Сразу же выстёгиваем спусковое и устанавливаем его ниже перестёжки, максимально высоко, но оставив место для пуани.
В продвинутой технике мы начинаем разматывать - "выстёгивать" спусковое ещё до зависания на коротком усе! В момент когда короткий ус будет нагружен, в спусковом остаётся задействована только одна бобышка (первая откидная). И чтобы снять его с веревки, нам достаточно (придерживая его и веревку левой рукой за гипербар) протолкнуть немного веревки снизу бобышки и откинуть ее. Этот же приём используется и при спуске на дно колодца - к моменту касания ногами пола, Азиан-рэк остается на веревке всего одной бобышкой, остальное всё мы уже размотали! Одно движение и спусковое снято.

Теперь нам предстоит опасный момент перестёжки - мы должны снять пуани с верхней верёвки и установить его на нижнюю. Так как здесь на короткое время нарушается наша первая аксиома безопасности - проявляем повышенное внимание. Визуально убеждаемся что наш короткий ус встёгнут в надежную точку, что мы его нагрузили, что наше спусковое надёжно и правильно зафиксировано (и что оно вообще на основной верёвке, а не на каком-то левом хвосте). Убедившись что всё хорошо, быстро перестёгиваем пуани, и визуально убеждаемся что он нормально встегнулся, кулачок закрыт. Встаём в педаль или на рельефе ровно на столько чтобы выстегнуть короткий ус, выстёгиваем его и плавно садимся на спусковое.
Ещё раз смотрим что оно правильно установлено, усы не перекрутились, мешки не запутались, педаль сняли, визуально убеждаемся что веревка под нами есть на достаточную для спуска длину (запоминаем на сколько можно спуститься до следующего ее контроля) и, расфиксируя спусковое, катимся вниз.
Не забываем визуально контролировать веревку на всём ее протяжении.

Еще некоторые моменты поведения на перестёжке.
Висеть надо всем весом на коротком усе, тело максимально расслабленно - перестежка это отдых! Короткий, пока переставляются спусковое и зажимы, но это отдых и его надо использовать. Прям вырабатывать у себя привычку - на перестёжке расслабляться и отдыхать, пусть это будет даже 5-10 секунд, но в эти 5-10 секунд нужно максимально расслабить все мышцы.
За карабины навески браться никогда не нужно (вообще стараемся ни за что не держаться - весь вес на коротком усе), если хочется за что-то взяться - беремся за узел под карабином (это обычно нужно чтобы выстегнуть короткий ус).
Еще до прибытия на перестёжку, и далее на ней, обращаем внимание чтобы не запутаться в кареме - мы и мешки должны приехать с одной стороны карема (и это должна быть наружная сторона). После прохождения перестёжки карем откидывается в сторону и не касается никакого нашего снаряжения.
Если короткий и длинный ус переплелись между собой - стоит потратить пару секунд на то чтобы их распутать.
С пуани стараемся работать левой рукой, правая может только открывать и закрывать кулачок - переставляет и двигает его левая рука. На спуске вообще следует бояться прикасаться к нему правой рукой - пока открыт курок, работает с пуани только левая рука!


подъём

Если, подойдя к веревке, нам нужно не спускаться, а подниматься - всё в общем-то делается точно так же. Устанавливаем пуани, если есть точка - ставим короткий ус (внизу колодца обычно точки нет, она может быть если выход на навеску в середине колодца), затем ставим кроль, ставим левую ногу в педаль. Максимально поднимаем пуани и нагружая веревку вытягиваем рукой ее снизу кроля, затем садимся на кроль и выстёгиваем короткий ус (если он у нас был). Подстёгиваем пантин и начинаем подъем, на дне колодца в первые метры подъёма может потребоваться проталкивать веревку в пантин рукой, затем сам поедет. Веревку надо не вытягивать снизу пантина, а проталкивать её сверху в него. Через кроль веревку рукой стараемся не протягивать - делаем это пантином. Вообще, хоть пантин и считается вспомогательным зажимом - следует научиться полноценно с ним работать, это очень нужный и важный зажим.

На подъеме веревка всегда проходит между ног, курок на пуани всегда закрыт.

Ещё, как на подъёме, так и на спуске следует уделять внимание рельефу - сброшенный вниз камень может серьезно травмировать других участников, либо повредить навеску. Если обнаруживается живой камень который лучше спустить, то прежде всего необходимо убедиться что его есть куда кинуть чтобы он никого и ничего не задел (не забываем что при падении он может изменить траекторию отскочив от стен).
Карабины транспортных мешков на вертикальных участках всегда должны быть замуфтованны! Упавший транспортный мешок помимо повреждений содержимого, может стать причиной серьезных травм других участников. На вертикальных участках нужно стараться никогда не допускать наличия выше себя спелеологов использующих карабины без муфт.

Подходить к перестёжке следует ровно на такое расстояние чтобы можно было встегнуть короткий ус. Прям стараться чтобы ни сантиметра выше не подняться при этом! Затем выстёгиваем кроль, садимся на короткий ус, и встёгиваем кроль в верхнюю верёвку. Важно чтобы верёвка эта подходила справа к кролю (и вообще была ничего правее её не было), и не путалась с другими элементами снаряжения.
В продвинутой технике кроль выстёгивается сразу после встёгивания короткого уса, т.е. садимся на короткий ус мы уже с выстегнутым кролём.

Выстёгиваем пантин, и нам остаётся перестегнуть только пуани. Так как мы помним что остаться на верёвке без пуани крайне опасно - предварительно визуально убеждаемся что короткий ус встёгнут куда надо и нагружен, что кроль тоже встёгнут в нужную веревку (и рапель с нужной стороны) и защёлка его нормально закрыта.
Убедившись что всё хорошо - перестёгиваем пуани и делаем небольшой шаг, вытягивая правой рукой верёвку из кроля. Перенеся вес на кроль, либо поравнявшись кролём с точкой перестёжки - ещё раз проверяем визуально что всё у нас нормально и отстёгиваем короткий ус.
Делаем несколько шагов по новой верёвке, при этом можно вставать коленом (а затем ногой в карем) чтобы легче протаскивать верёвку в кроль, и когда появляется достаточный провис для пантина - встёгиваем его, и продолжаем подъём.

Ещё важный момент - перед тем как начинать перестежку, следует оценить какая верёвка нас ждет выше перестёжки - если она будет не вертикальная, а наклонная или горизонтальная, то выстёгивать кроль сразу не нужно, может потребоваться изменить последовательность прохождения перестёжки. В этом случае сначала садимся на короткий ус, а затем уже решаем что делать дальше.


последовательность выхода из зависания на самостраховке

  • Фиксируем спусковое устройство
    В продвинутой технике фиксацию спускового не делаем
  • Закрываем курок на пуани, встаём на педали и встёгиваем короткий ус в верёвку над пуани
    если позволяет рельеф, можно обойтись без педали
  • Садимся на короткий ус, убеждаемся что пуани нас уверенно держит, не проскальзывает (особенно актуально когда веревка обледенела или сильно заглиненна, либо пуани изношен)
  • Разматываем и поднимаем спусковое устройство максимально высоко, фиксируем
  • Встаём на педали, выстёгиваем короткий ус, садимся на спусковое. Проверяем что всё в порядке, убираем ногу из педали, и продолжаем спуск

 

продолжение следует..

 

Всякие дополнения:

 



 

К этому материалу нет комментариев.

 Добавить комментарий

Ваше имя *
e-mail (не публикуется) *
Комментарий *
Защитный код {lang.imgcode}
 

* - обязательные для заполнения поля